Делинквентные школьники в школь­ной жетонной системе

Они  продемонстрировали улучшение в решении проблем и самоконтроле (оценивался учителями) и за пятинедельный срок наблюдения по­лучили меньше штрафных баллов за плохое поведение, в том числе агрессивное. Про грамма обучения справляться с гневом в английском центре заключения для молодых преступников также привела к меньшему количеству дисциплинарных взысканий у ряда участников за трехмесячный срок наблюдения  Таким образом, некоторые исследования показывают, что тренинговые про­граммы обучения справляться с гневом снижают агрессивное поведение на корот­кий срок, н их полезность для управления деструктивным поведением в исправи­тельных учреждениях представляется доказанной  . Тем не менее предметом дальнейших исследований остается воздействие таких про­грамм на лиц, совершающих насильственные преступления, а также их долговре­менные эффекты касательно агрессивного преступного поведения. Не решен и вопрос о сравнительной эффективности различных процедур. Например, в иссле­довании с участием раздражительных студентов сравнили метод Новако с тренингом социальных навыков отстаивания сво­их притязаний и тренингом решения проблем. В результате применения всех ме­тодов улучшилось управление гневом, но тренинг социальных навыков и тренинг решения проблем имели преимущество в отношении улучшения ассертивности. Полезность других методов когнитивного реструктурирования, направленных на борьбу с гневом и агрессией, все еще нуждается в изучении, а учитывая роль вос­принимаемой несправедливости или нарушения моральных норм в возбуждении гнева, комбинация обучения справляться с гневом и тренинга морального рассу­ждения, которую пропагандируют Голдштейн с коллегами (Goldstein et al., 1989), также достойна более пристального рассмотрения.

Добавить комментарий