Компетентность те­рапевта

Эффективность заключения контрактов нередко зависит от (Stuart et al., 1976) и степени семейной дисфункции. Витере и Либерман например, предприняли попытку обучить 28 семей делинквентов заключению контрактов и коммуникационным навыкам, но 22 се­мьи прервали тренинг, и обучение оказало незначительное влияние на тех, кто остался. Они предположили, что заключение контрактов неэффективно в случае семей, потерявших контроль над подкрепляющими стимулами для подростков. Основные стратегии — это тпреиинг родительской тактики (ТРТ) и поведенче­ская терапия семейных систем,
В настоящее время существует обширная литера­тура по ТРТ, нацеленному на совершенствование приемов воспитания детей в се­мье (Gordon, Arbuthnot, 1987; Kazdin, 1987), но самым разработанным является подход Паттерсона. Отталкиваясь от того, что принуждающие ннтеракцин фор­мируют антисоциальное поведение у детей с проблемами поведения (глава 7), Паттерсон делает упор на практическом обучении родителей различать деви­антное поведение и дифференцированно вознаграждать недевиантное поведение. Он добивается этого, теоретически обучая родителей принципам социального на­учения, практически обучая их (посредством моделирования и ролевых игр) быть модификаторами поведения и тренируя их использовать такие приемы, как тайм-аут и заключение контрактов Исследования результатов ТРТ показали, что уровни девиант­ного поведения детей снижались до попадания в диапазон нормы и сохранялись, по данным последующего наблюдения, в течение года. Кроме того, было проде­монстрировано, что программа ТНТ оказывала положительное воздействие на поведение сиблингов и на материнскую психопатологию. Бернал, Клиннерт и Шульц не смогли продемонстрировать преиму­щество ТНТ над клиент-центрированной терапией, но Каздин (счи­тает полезность этого подхода улучшения поведения детей доказанной.

Добавить комментарий