Модель когнитивного научения

Это более молярное представление, которое обязано своим происхождением как философии рационализма, так и философии эмпиризма. Хотя эта модель пытается объединить модели теории научения и об­работки информации, она в первую очередь имеет дело с тем, как структурирует­ся опыт, а режимам подкрепления в этом случае отводится второстепенная роль (Davison, 1980). Модель когнитивного научения лежит в основе социально-ког­нитивной теории Бандуры и представлена в рационально-эмотивной терапии Эллиса и в когнитивной терапии Бека, а также в методах решения проблем и раз­вития навыков совладания. Однако в последних теоретических работах звучит критика понятий обработки информации, заимствованных из теории вычисли­тельных машин, и подчеркивается, что знания
активно конструируются, а не яв­ляются просто сохраненной копией прошлого Эта конструктивистская точка зрения делает возможным сближе­ние с когнитивными теориями развития Пиаже и Колберга. Теоретическое и эмпирическое обоснование многих когнитивно-поведенче­ских процедур в настоящее время является незначительным, и критики-позити — висты доказывают, что такие методы по сути просто поведенческая терапия, на­правленная на «подкласс видов поведения» (Beidel, Turner, 1986). Однако если учесть отсутствие единой теории, такая критика нападает на призрака. Хотя дока­зывалось, что нет различий в результатах между когнитивно-поведенческими и традиционными поведенческими методами такие сравне­ния проводились только для некоторых клинических проблем и не могут свиде­тельствовать о ненужности когнитивного аспекта терапии. В той же мере они дают основание для заявления, что вся успешная терапия была таковой за счет когни­тивных изменений .

Добавить комментарий