Моральное рассуждение и принятие перспективы

Как отмечалось в главе 8, эгоцентрический уровень когнитивного развития свя­зан с дефицитами в эмпатии и моральном рассуждении, причем есть некоторые основания считать, что это характерно для многих делинквентов. Хотя тренингу эмпатических навыков уделялось мало внимания вследствие постоянных про­блем концептуализации и измерения, предпринимались попытки улучшить при­нятие перспективы делинквентами и повысить их уровень морального развития. Продемонстрировав наличие у делинквентов с устоявшимся криминальным поведением большей эгоцентричности, Чандлер (Chandler, 1973) затем обучал их принятию перспективы, привлекая к съемке видеофильмов, в которых все участ­ники исполняли роли согласно сценарию. Члены таких ролевых групп впоследст­вии демонстрировали значимое уменьшение эгоцентричности по сравнению с де­линквентами из контрольной плацебо-группы, которая просто делала фильмы, и с делинквентами из необучаемой контрольной группой. По данным 18-месячного последующего наблюдения, уровень преступности в экспериментальной группе снизился примерно вполовину по сравнению с предыдущим периодом, тогда как у двух контрольных групп этот уровень остался неизменным. Несмотря на общую практику ролей в тренинговых поведенческих программах, нет ни­каких других публикаций о таком его применении. Навыки принятия перспективы считаются необходимым, но не достаточным условием для продвижения вперед в моральном рассуждении, происходящего в результате когнитивного диссонанса, испытываемого вследствие адаптации и ас­симиляции новых данных. Переход с пред конвенционального уровня, который, как полагают, характерен для многих делинквентов, на другой, более высокий уровень требует, чтобы они принимали участие в дискуссиях на моральные темы, участники которых приводят аргументы на конвенциональном уровне рассужде­ния. Дженнингс, Килкени и Колберг опре­деляют оптимальные условия для когнитивного роста как дискуссии на мораль­ные темы, сосредоточенные на обсуждении таких вопросов, как благо (добро), ало и справедливость; наличие возможностей принятия роли рассужде­ние на смежной стадии развития (правило +1) и совместное принятие решений.

Добавить комментарий