Обзор когнитивно-поведенческих вмешательств

Популярность когнитивно-поведенческих методов у практикующих специалистов частично зависит от их теоретической и философской позиции. Уходя корнями в эмпирическую поведенческую науку, они иллюстрируют отход от однонаправ­ленного детерминизма и пассивных организмов бихевиоризма, а также возвраще­ние к интеллектуальным традициям в психологии, оккупированной эмпиризмом. Впрочем, исследования результатов вмешательств дают и эмпирическое обосно­вание применения этих процедур для реабилитации преступников Таким образом, когнитивно-поведенческие вмешательства в работе с преступниками, безусловно, имеют право на существование.

Тем не менее их применение поднимает вопросы, аналогичные тем, которые порождались более ранними поведенческими вмешательствами. Например, почти не уделяется внимания взаимодействиям методики с характеристиками клиента, терапевтической средой и агентом изменения (changeagent), а функциональные взаимосвязи когнитивных дефицитов с криминальным поведением остаются не­ясными. Выбор конкретных мишеней, таких как решение межличностных проблем или моральное рассуждение, и ожидание, что их исправление окажет генерализо­ванный антикриминальный эффект, таким образом, основаны на неубедительных предпосылках. Вклад специфических приемов и методик также неоднозначен. Вкогнитивно-поведенческом вмешательстве обычно сочетаются такие методики, как моделирование, разыгрывание роли, репетиция и вербальные инструкции. Хо­тя предполагается, что поведенческие процедуры являются наиболее действен­ными в изменении когнитивных процессов было сдела­но только несколько попыток определить, какие из них являются необходимыми и достаточными. Например, Кендалл сообщает, что комбиниро­ванная когнитивно-поведенческая программа давала лучшие результаты при вы­работке самоконтроля, чем изолированный поведенческий тренинг, а Холлин с коллегами установили, что добавление ТСИ к тренингу соци­альных навыков не оказало воздействия на результат. Опять же, Сарасон (Sara — son, 1978) установил, что моделирование и разыгрывание ролей с социальных проблемных ситуациях оказывают такое же влияние на рецидивизм, как простое обсуждение этих проблем.

Добавить комментарий