Первичная и вторичная профилактика

Профилактические подходы к психологическому расстройству изначально сле­довали модели общественного здравоохранения, согласно которой предотвраще­ние наступления расстройства эффективнее вторичного или третичного вмеша­тельства. Ограничения этой аналогии отмечались все чаще, и они особенно очевидны в контексте предотвращения делинквентности. Например, делинквент­ность — это не отдельное расстройство, и при отсутствии четких критериев нача­ла разграничение первичной и вторичной профилактики часто становится за­труднительным. Первичная профилактика обычно адресована популяции «благополучных»- граждан или же группам риска, не являющимся дисфункцио­нальными, в то время как вторичная профилактика представляет собой быстрое вмешательство при вовремя распознанной дезадаптации  Однако наиболее последовательно идентифицируемые факторы риска с отношении де­линквентности, такие как ранние нарушения поведения или проблемы в семье, являются сигналами дисфункции, требующими вмешательства для устранения самих этих проблем, даже если долгосрочной целью будет предотвращение кри­минального поведения. Таким образом, только некоторые профилактические программы в этой области могут рассматриваться как первичные в обычном по­нимании. Дополнительная трудность заключается в том, что недостаточные знания о специфических причинных процессах в делинквентности препятствуют выявле­нию адекватных мишеней для профилактического ьмешательства. Некоторые со­циологи доказывают, что более адекватными мишенями, чем индивидуумы, вхо­дящие в группы риска, являются социальные институты, но Фаррингтон (Farrington, 1985) возражает на это, что имеющиеся данные свидетельствуют про­тив простого выбора между индивидуальными и социальными детерминантами. На самом деле и социологические, и психологические подходы к профилактике преимущественно пытаются повлиять на функционирование индивидуумов, и психологические подходы все больше основываются на трансактных или эколо­гических моделях, которые отдают должное рецинрокному взаимодействию мно­гочисленных индивидуальных и социальных факторов.

Добавить комментарий