Прикладной анализ поведения

Несмотря на важное место, которое в теориях криминальности отводится класси­ческому обусловливанию или двухпроцессной модели, они больше применялись к асоциальному, чем антисоциальному поведению, и соответственно применя­лись н лечении проблем лиц, совершивших половые преступления, что будет об­суждаться позже. Еще десятилетие тому назад прикладной анализ поведения был доминирующим поведенческим подходом в работе с преступниками (Burchard, Lane, 1982). Хотя его часто называли «социальным научением*- из-за включения в свой состав моделирования и когнитивных «событий» (см.: Stumphauzer, 1986), этот подход предполагает, что поведение контролируется его средовыми антеце­дентами (предпосылками и предусловиями) н консеквентами (последствиями), и анализ поведения не следует смешивать с социально-когнитивной теорией Бан­дуры, которая делает упор на реципрокный детерминизм (глава 4). Методы ана­лиза поведения имеют целью реорганизацию средовых условий подкрепления (environmentalcontingencies), релевантных для определенных реакций или клас­сов реакций. Аверсивные последствия в форме отрицательного подкрепления, на­казания, тайм-аута и штрафа за реакцию (responsecost) часто встроены в сплани­рованные вмешательства, но отдельно применялись редко. Чаще они являются дополнением к положительным подкрепителям, таким как одобрение, деньги или дозволение сделать желаемое, или к жетонам-подкрепителям, обеспечивающим доступ к этому. Также широко применялось обучение навыкам посредством мо­делирования, разыгрывания ролен и обратной связи. Основной акцент делается на повышении частоты социально желательных актов поведения, таких как успеш­ная учеба, приобретение трудовых навыков или надлежащая социальная интерак­ция, исходя из предположения, что эти акты несовместимы с антисоциальными актами поведения. Хотя на практике вмешательство может быть индивидуаль­ным, большинство сообщении касается динамики поведения всех индивидуумов в классе, на рабочем месте или в жилом блоке, например в случае жетонной систе­мы, или репипрокной динамики вследствие заключения соглашения (контракта) об условиях подкрепления между делинквентным ребенком и родителем или ли­цом, отбывающим пробацию, и сотрудником службы пробации.

Добавить комментарий