Приобретение навыков

Клиента обучают переоценивать вызывающие гнев события и применять самойнструкции а) какдирективы при попытке со­владать с гневом и б) как самоиодкрепление; вырабатывается умение рас­слабляться, что является еще одним видом самоконтроля, а коммуника­ционным и ассертивным навыкам обучают, используя моделирование и ро­левые игры.
Применение на практике: выработанные наиыки применяются н тестиру­ются в имитационных ситуациях с все возрастающей степенью гнева. Эта программа может проводиться индивидуально или в группах. Новако (Novaco, 1978) оценил процедуру на взрослых добровольцах и выяс­нил, что полная программа более эффективна в том, что касается уменьшения частоты и интенсивности гневных реакций, чем когнитивный и релаксационный компоненты по отдельности. Он также успешно обучил проведению этих проце­дур офицеров полиции н сотрудников службы пробации. Модифицированные версии программы Новако оказались эффективными в снижении реакций гневау конфликтующих супругов и у родителей, жестоко обращающих­ся с детьми Они также вызывали долговременное умень­шение насильственного поведения у стационарных больных женского пола, стра­дающих эпилепсией  Тем не менее щюграмма практически не использовалась в работе с преступ­никами. сравнили схожую программу прививки против стресса, предназначенную для помещенных в исправительное учреждение делинквентов, с упрощенной программой, включавшей контакт с те­рапевтом, но только с рамках релаксации, и контрольной группой, не получавшем! лечения. Оба вида лечения оказали значимые эффекты (гю данным самоотчетов) на гнев и агрессию, а прививка против стресса, помимо того, повысила навыки совладания с провокацией, однако проведенная учреждением через две недели оценка не выявила изменений в поведении. Фнндлер, Мариотт и Ивата (Fiendler, Marriott & Iwata, 1984) применили похожую программу контроля гнева, вклю­чавшую слежение за собой, тренинг самоинструктирования, оценивание себя, ре­шение проблем и снижение возбуждения.

Добавить комментарий