Самоконтроль

Процедуры, посредством которых клиентов обучают управлять своим поведени­ем, разработаны на основе различных теорий. При поведенческом самоконтроле клиенты манипулируют антецедентами и последствиями реакции, используя для управления слежение за собой, изменение контролирующих стимулов и назна­чение себе подкрепления или наказания. Антецеденты и последствия включают скрытые события, и когниции также могут быть целевыми реакциями, подлежа­щими контролю. Несмотря ка частое использование этих методов в целях контро­ля нежелательной деятельности, такой как переедание или курение, существует лишь несколько сообщений об их применении к индивидуальным случаям анти­социального поведения. Например, как мы уже говорили, Штамфаузер сочетал методы самоконтроля и заключения контрактов для ре­шения проблемы воровства у 12-летней девочки. Остановка мысли, при которой самоинструкция «стоп» используется для прерывания когнитивно-поведенче­ской последовательности, также сочеталась с другими методами, такими как тех­ника самоконтроля, для того чтобы уменьшить вспышки агрессии у школьника Ни одно из этих исследований конкрет­ных случаев не касалось осужденных преступников. Тренинг самоинструктирования (ТСИ) как подход к саморегуляции более тесно связан с моделью когнитивного научения, чем со скрытым обусловлива­нием, хотя некоторые концептуализируют его в терминах последнего Он основан на исследованиях в области психологии развития, которыми занимались российские психологи, изучавшие роль внут­ренней речи, или «разговора с собой», в контроле открытого поведения Вербальные инструкции, управляющие поведением, моделируются терапевтом и заучиваются клиентом, причем сначала он повторяет их вслух, а за­тем они постепенно переходят в скрытые приказы себе.

Добавить комментарий