Теория научения

Когнитивно-поведенческие подходы, заново описывающие расстройства лич­ности в терминах дефицитов навыков, следуют перифералистской, молекулярной установке традиционной, основанной на, терапии и избегают любой более широкой концептуализации личности. Однако в литературе о мето­дах лечения нередко допускается, что наличие расстройства личности снижает эффективность программ, фокусирующихся исключительно на выработке навы­ков (Beck, Freeman, 1990). Бек и Фримен приводят доводы в пользу более моляр­ного подхода, полагая, что черты личности являются открытым выражением скрытых или глубинных когнитивных схем, обусловливающих обобщенную по­веденческую стратегию. Считается, что каждое расстройство личности характе­ризуется особым когнитивным профилем, отражающим композицию представле­нии, аттитюдов, аффектов и стратегий, организованных вокруг обшей темы — человеческой натуры вообще п собственной натуры и частности. Например, со­гласно такому подходу, пассивно-агрессивные личности находятся во власти представлений, что другие препятствуют их свободе действий и что они должны все делагь по-своему. В случае антисоциальных личностей когнитивное ядро об­разуют убеждения в том, что он» ищут себя и имеют право нарушать правила, что находит отражение в стратегиях нападения на других пли их эксплуатации. Бек и Фримен придают меньше значения отсутствию «супер-эго», чем эгоцентриче­скому уровню морального развития, на котором эгоистические представления минимизируют будущие последствия. Терапия имеет своей целью усилить ког­нитивное функционирование, используя мотивацию личной выгоды. Клиници­сты пытаются побудить клиента пройти путь от стратегии абсолютного, ничем не ограниченного эгоизма к стратегии ограниченного эгоизма, принимающего в рас­чет потребности других, применяя направляемые (guided) дискуссии, структури­рованные когнитивные упражнения и экспериментирование с новыми образцами поведения.

Добавить комментарий