ТСИ

Оно считается перспек­тивным методом в плане повышения контроля импульсов, но его эффекты демон­стрировались в основном на детях предподросткового возраста с проблемным поведением в школе. Кенделл  обобщил несколько исследований с этой возрастной группой, в которых моделирование, штрафование реакций, соци­альное и самоподкрепление применялись для обучения самоинструктированию при совладании с трудностями и решении проблем. Эффекты были обнаружены для уровня импульсивности, измеряемой Тестом подбора сходных фигур и, в некоторых случаях, для оцениваемого учите­лем уровня самоконтроля, хотя данные о генерализации на другие виды поведения в классе и сохранении долговременных эффектов неоднозначны. Белл, Манди и Квей  применили схожие методики ТСИ в аналогич­ном исследовании мальчиков с расстройством поведения, помещенных в испра­вительное учреждение. Тренировка в решении проблем по ряду когнитивных за­дач снизила у экспериментальной группы (относительно контрольной) импуль­сивное реагирование, которое оценивалось по показателю Q теста Лабиринты Портеуса, но не по MFFT. Набор методик Кенделла недавно был использован в ра­боте с детьми, посещающими дневной стационар и страдающими нарушениями поведения (Kendall et al.( 1990). В соответствии с «перевернутым» планом экс­перимента, дети направлялись на стандартную индивидуальную психодинами­ческую терапию или в когнитивную программу, которая состояла из ТСИ при формировании навыков совладения и решения межличностных проблем, вклю­чая принятие (социальной) перспективы. Значимые улучшения, свидетельствую­щие в пользу когнитивно-поведенческой программы, были обнаружены по учи­тельским оценкам самоконтроля и иросоциальных видов поведения, а также по самооценкам учебной компетентности и социального принятия, однако никаких дифференциальных эффектов в нарушающем порядок (экстернализованном) по­ведении или в результатах MFFT обнаружено не было.

Добавить комментарий